Московский центр АУВД будет оборудован новой автоматизированной системой управления воздушным движением (АС УВД), построенной с применением архитектуры «тонкий клиент». Правильность принятого решения подтвердилась в ходе участия специалистов МЦ АУВД в международной выставке ATC GLOBAL-2012, состоявшейся в Амстердаме (Голландия).
Делегацию МЦ АУВД интересовала перспективность решений построения систем, закладываемых в Московский укрупненный центр, и их соответствие решениям ведущих фирм. А также тенденции построения архитектуры АС УВД, развитие технических средств, программного обеспечения, новая функциональность систем ОрВД и технологии работы.
Общие тенденции развития средств обеспечения безопасности полетов и АС УВД направлены на уменьшение влияния человеческого фактора на процесс управления воздушным движением, повышение эргономических характеристик рабочего места диспетчера, увеличение пропускной способности воздушного пространства и соблюдение экологических требований по уменьшению вредного влияния на окружающую среду.
Новая разработка полностью отвечает этим требованиям. Автор – компания «ВНИИРА» из Санкт-Петербурга – это один из российских лидеров в создании и производстве радиоэлектронных систем и средств организации и управления воздушным движением.
Принцип архитектуры «тонкий клиент» заключается в использовании серверов приложений, размещенных в аппаратном зале, для обеспечения функционирования рабочих мест диспетчеров, в отличие от традиционной архитектуры «клиент-сервер», когда вычислительные мощности, обеспечивающие функционирование рабочих мест, размещались непосредственно в пульте диспетчера. Таким образом, непосредственно в залах УВД устанавливаются только маломощные компьютеры (производства компании «Barco») исключительно для целей отображения и обеспечения вводов пользователей – модули «тонкого клиента». Эти компьютеры не имеют механических вентиляторов охлаждения и традиционных жестких дисков, что значительно повышает уровень их надежности и понижает уровни шума и потребляемой мощности. Архитектура «тонкий клиент» позволяет многократно увеличить надежность системы в целом, практически исключая необходимость перевода диспетчерского пульта на резервный при отказе сервера приложений – модуль «тонкого клиента» просто начинает отображать информацию от другого сервера приложений, при этом время перехода составляет не более секунды.
АС УВД с использованием архитектуры «тонкого клиента» станет одним из решений, закладываемых в Московский укрупненный центр.
Также интерес представителей МЦ АУВД привлекли новинки, представленные производителями головных диспетчерских гарнитур. По результатам переговоров с немецкой компанией «Имтрадекс» (Imtradex GmbH) достигнуто соглашение о поставке образцов головных гарнитур для тестирования и принятия решения об использовании при УВД.
ATC GLOBAL является крупнейшей в мире выставкой средств управления воздушным движением. Она включает в себя спутниковые, наземные и бортовые системы навигации, программное обеспечение, а также вспомогательное оборудование. В этом году ATC GLOBAL собрала 5400 профессионалов в отрасли управления воздушным движением, свою продукцию представили более 200 ведущих авиапромышленных компаний.
Основное внимание участники выставки уделили проектам по использованию технологии Initial 4 Dimensional, которая является ключевым пунктом программы SESAR. Свои последние достижения в области автоматизированных систем и средств ОрВД представили такие иностранные производители как Thales, Lockheed Martin, Indra, Raytheon, Barco, Wide, DFS, SiATM и отечественные ВНИИРА, Фирма НИТА, АЗИМУТ.
Представители МЦ АУВД приняли участие в работе секций, на которых рассматривались перспективы развития систем ОрВД, проблемы создания глобальной сети сопровождения полетов и взаимодействия диспетчерских центров, а также вопросы оптимизации использования воздушного пространства.
Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) введен в эксплуатацию в 1981 году и предназначен для обслуживания воздушного движения в Московском узловом диспетчерском районе, на трассах и вне трасс в пределах Московской зоны Единой системы организации воздушного движения, а в 2006 году был введен филиалом в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».