Особняк в столице – объект непростой. Даже для такого богатого и разноликого города, как Москва, особняки являются настоящим дефицитом. Несмотря на всю дороговизну таких объектов, спрос на них всегда довольно стабилен. Основных типов особняков сегодня два – исторические (с реставрацией или без) и новые. Чем они отличаются, под какие цели их покупают и многим ли они по карману?
Сегодня в Москве наряду с историческими особняками можно насчитать немало объектов, возведенных за последние 10-15 лет. Яркие примеры новостроев этого типа – знаменитый «Дом-яйцо», расположенный по улице Машкова, ряд зданий внутри Садового кольца, в районе Арбата, Пречистенки, Басманного и 2-го Зачатьевского переулка. Однако большую часть московских особняков представляют все же реконструированные (или ожидающие реконструкции) исторические здания.
Какие моменты привлекают покупателей столь дорогих объектов недвижимости? Во-первых, это отдельное расположение особняка, наличие собственной территории, а значит – хорошая возможность контролировать въезд и выезд, словом – вопросы безопасности. У особняков, предназначенных под коммерческую недвижимость (представительства, офисы, рестораны, развлекательные центры), как правило, всегода есть хорошие возможности для организации пропускного режима, отдельного входа для VIP-персон и обычных посетителей. Это всегда считается большим плюсом.
Разумеется, огромное значение имеет престижность объекта, и это касается как жилых, так и коммерческих особняков. Историческая ценность и «налет старины» могут быть особенно важны для тех, кто ищет здание под элитный ресторан, культурно-развлекательный центр, определенным спросом пользуются московские исторические особняки и для организации свадеб (правда, здесь речь идет в основном об аренде).
Карен Мелконян, директор компании «Elite Center» (ГК «МИЦ») комментирует ситуацию на рынке следующим образом: «Старинные особняки Москвы – один из наиболее малочисленных и уникальных объектов на рынке недвижимости. По самым приблизительным подсчетам ежегодно появляется не более 10-15 предложений, однако найти покупателя на особняк не так уж просто. Во-первых, это очень престижные, эксклюзивные объекты с высокой ценовой планкой, доступной лишь узкому кругу».
Но есть и еще один важный фактор: старинный особняк, ввиду исторического происхождения, имеет свои особенности планировки, нередко на территории мало парковочных мест, бывают сложности с прокладкой инженерных систем. При этом есть жесткие ограничения относительно отделки фасадов и перепланировки зданий, ведь объекты должны сохранить свой исторический облик. Другими словами, если речь идет об офисе крупной компании, старинный особняк по удобству может проигрывать современным постройкам.
Насколько сложно купить столь престижный объект под жилье или офис? Долгое время покупка и продажа особняков (как исторических, так и современных) осуществлялась путем так называемых «закрытых сделок», и такие предложения практически не поступали в свободный доступ. Но на сегодняшний день ситуация изменилась, и крупнейшие риэлторские компании предлагают достаточно широкий выбор. Так, в списке предложений компании «Elite Center» (ГК «МИЦ») можно найти двухэтажный особняк на Арбате, жилой трехэтажный дом в парке Москвы, исторический особняк «Жемчужина Замоскворечья» и многие другие.
Стоимость как старинных, так и современных особняков может исчисляться десятками миллионов долларов, а самые «дешевые» предложения начинаются от $2-3 млн. и выше. К примеру, цена трехэтажного здания под офис с небольшим подземным паркингом в районе Золотой Мили может составить около $30 млн., а частной резиденции на Чистых прудах – порядка 5-6 млн. евро.
Существуют ли какие-то особые требования к потенциальным покупателям? Вопрос неоднозначный. Директор компании «Elite Center» (ГК «МИЦ») Карен Мелконян говорит: «В сущности, мы готовы предоставить несколько вариантов любому потенциальному клиенту. Но в виду того, что часто под видом «помощника покупателя» объект просят показать журналисты, риэлторы других компаний и просто любопытствующие, как правило, показ особняков стоимостью более $10 млн. мы осуществляем только после непосредственного знакомства с клиентом».