Наконец мы дождались марта! Какое светлое слово! Не правда ли? Конец зимы, весны начало! И можно теперь открыть и поднять лица к пригревающему солнцу, закрыть в шкафах теплые тяжелые одежды.
Это время – также пора праздников. И их череда может невзначай обернуться настоящим испытанием – ожидаемы поиски подарков, прием гостей, с чем связаны составление праздничного меню, покупка продуктов, приготовление обедов, etc… И вот тут точно не избежать походов по магазинам. Шоппинг, конечно, отличный способ снять стресс, расслабиться. Но в праздничные дни он превращается в муку из-за бесконечной цепи очередей – и этот период тяжело переживают и ретейлеры, и их клиенты.
Но технологии современности приходят всем на помощь, предлагая удобные альтернативы! Так, интернет-шоппинг позволяет потребителю не тратить много времени на покупки, но иметь все, что он желает, а продавцу открывает новые горизонты развития бизнеса. И в Круглом столе мартовского номера эксперты российского ретейла обсуждают актуальную сегодня тему «Заменят ли интернет-магазины традиционную торговлю?», отмечая, что розничные компании сейчас постепенно формируют онлайн-культуру потребительского поведения покупателей, а число российских пользователей интернета показывает устойчивый рост. Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд? Чего мы лишаемся, а что приобретаем при онлайн-общении – читайте на страницах выпуска.
И все же интернет-торговля дарит своему потребителю один бесценный подарок – сэкономленное время, которое он может потратить на себя и своих близких!
Желаю вам обретать только удачные альтернативы!
РУБРИКА «ПЕРСОНАЛ»
Кто на новенького?! Рекрутинг и адаптация «новичков» розничного магазина. 2 часть
Ирина Григорьева, управляющий партнер.
Елена Серых, управляющий партнер.
Компания «Новое качество», г. Новосибирск
Итак, вы привлекли кандидатов на вакансии, у вас есть, например, от 3 до 30 человек. Как отобрать из этих людей сотрудников, которые будут эффективно работать в рознице? Каким образом выбрать самого подходящего кандидата, при этом не изменив ФОТ? Какими методами и инструментами сделать такой отбор? Рекрутинг в области формирования человеческих ресурсов магазина – это необходимые действия, но недостаточные для результативной работы розницы. Необходимы высокоэффективные программы адаптации «новичков».
РУБРИКА «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Пост сдал – пост принял. Заменят ли интернет-магазины традиционную торговлю?
В настоящее время рынок электронной торговли – быстро развивающаяся отрасль во всем мире. Число российских пользователей Интернета показывает устойчивый рост, а перед компаниями розничной торговли открываются новые перспективы развития бизнеса. Уже сегодня многие ретейлеры предлагают качественное обслуживание в виртуальной сети, постепенно формируя культуру потребительского поведения покупателей. Данная тенденция будет развиваться и впредь.
Редакция журнала «Управление магазином» задалась следующими вопросами:
1. Каково отношение современных покупателей к электронной торговле?
2. Каковы факторы, сдерживающие развитие интернет-торговли в России?
3. На что необходимо делать акцент в работе электронного магазина? Что именно формирует лояльность шоперов?
4. Каковы оптимальные программы продвижения компаний в социальных медиа?
5. Какова, на ваш взгляд, ниша товаров, которую эффективно можно реализовать с помощью онлайн-торговли?
РУБРИКА «ПЕРСОНАЛ»
Тяжела ли «шапка Мономаха»? Основные функции руководителя магазина. 2 часть
Карина Олейник, генеральный директор PAPA Group Ltd.
В прошлом номере мы с вами остановились на одной из самых значимых функций руководителя, а именно на функции контроля.
Академисты выделяют пять основных видов контроля, каждый из которых мы используем в управлении. У каждого вида есть свое назначение, возможности и ограничения. Важно предельно грамотно использовать этот деликатный инструмент! Переборщим с контролем – потеряем собственное время, получим демотивированного сотрудника, погасим инициативу и творчество в коллективе. Недосмотрим – риск грубых ошибок может поставить под угрозу ключевые аспекты бизнес-процессов, иногда даже сам бизнес.
Аттестация как метод управления персоналом в ретейле.
Правила. Пути эффективного внедрения результатов в работу
Ольга Вологина, антикризисный управляющий в сфере кадрового консалтинга, руководитель проекта kkonsult.ru.
Аттестация считается одним из важных методов работы с персоналом в любой организации. В своей основной части она подготавливается в отделе персонала, где составляются профили компетенций сотрудников на тех или иных должностях. Часто для создания аттестационных матриц приглашаются руководители отделов, заинтересованные в предельно объективных результатах. В ретейле аттестация играет одну из ведущих ролей в построении карьерной лестницы сотрудников, а также в формировании кадрового резерва, поэтому к этому вопросу подходят особенно тщательно.
РУБРИКА «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Давайте это обсудим! Сага о совещаниях и планерках
Вероника Ярных, кандидат экономических наук, генеральный директор компании «Центр управленческих компетенций»
Дорогие друзья, вы часто задаете следующие вопросы: как эффективно взаимодействовать с сотрудниками, как презентовать собственные управленческие проекты, как находить наилучшие решения и прочее… Сегодня поговорим о навыках групповой работы.
Позитивная дисциплина. Добиваемся от сотрудников соблюдения правил без штрафов и нервов
Юлия Чемеринская, президент HR-Академии и преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ
В последнее время тема повышения производительности и отдачи от сотрудников невероятно популярна. Чаще всего она рассматривается через призму управления мотивацией. А может, начать с того, чтобы ваши сотрудники просто качественно выполняли свои задачи и соблюдали правила игры?
РУБРИКА «СТРАТЕГИЯ»
Бои без правил. Как бороться с конкурентами?
Юлия Артемьева, заместитель председателя Совета директоров ГК «Ростактив». занимается управлением коммуникациями новых и существующих брендов.
То, что вы есть, – это уже головная боль вашего конкурента, потому что вы можете быть непредсказуемы. А вот они, конкуренты, как правило, действуют по шаблонам: акции с распродажами, банальная раздача листовок, радиореклама, баннеры. Если ваш конкурент располагается рядом с вами в торговом центре, то, как правило, его рекламная кампания в месте продаж ограничивается размещением вывески на фасаде, небольшим количеством баннеров внутри помещения или банальной и абсолютно непривлекательной раздачей листовок. Посмотрите внимательно на стандартное продвижение – его можно предугадать, и многое зависит от сезонности: разбуди вас посреди ночи, вы точно скажете, когда и что продается лучше. Поэтому все действия ваших конкурентов предсказуемы – все идет по одному и тому же сценарию. Это-то нам на руку!
РУБРИКА «МАРКЕТИНГ»
Переходим от теории к практике! Маркетинг в ретейле
Наталья Мчедлидзе, бизнес-консультант по торговым технологиям, директор по маркетингу компании «Норд Коммерц»
В организационной структуре вашего магазина (торговой сети) наконец-то появился отдел маркетинга или специалист по маркетингу (в зависимости от размера компании)? Как показывает практика, зачастую маркетолог плохо представляет, чем ему предстоит заниматься, поэтому этот специалист на подхвате в любом отделе торговой сети: то он рисует рекламные объявления, то организует промоакции поставщиков, то готовит к открытию магазин, закупая торговое оборудование и аксессуары. Соответствующее и отношение к нему со стороны других сотрудников торговой сети, и часто можно услышать вопрос: «И на что он нам нужен? Чем он там занимается?». Чем же все-таки должен заниматься маркетолог, пришедший на работу в торговую сеть? Давайте разберемся.
РУБРИКА «ПОКУПАТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ»
Шаги вперед. Разбираем этапы успешной продажи
Юрий Старинин, генеральный директор «Продавай.ру-Москва».
Давайте рассмотрим, что же надо делать продавцу в магазине, чтобы он эффективно и, главное, с удовольствием продавал. Я буду идти по этапам продажи пошагово – от момента входа клиента в магазин до момента покупки товара.
РУБРИКА «АССОРТИМЕНТ»
Я узнаю тебя из тысячи… Познаем товары как предмет продаж
Наталья Мчедлидзе, бизнес-консультант по торговым технологиям, директор по маркетингу компании «Норд Коммерц»
Начинаем в рамках рубрики «Ассортимент» новую серию статей Натальи Мчедлидзе. В материалах цикла подробно рассмотрим товарные группы, категории, позиции, представленные в ретейле, давая все возможности самостоятельного их изучения, что обеспечит рост профессионализма сотрудников магазинов. Целевая аудитория рубрики – продавцы магазинов, менеджеры по закупкам, категорийные менеджеры, директоры.
РУБРИКА «ТЕНДЕНЦИИ»
Состояние и перспективы. Развитие розничных торговых сетей в России
Дмитрий Леонов к. техн. н., генеральный директор ООО «Неокод Коммерческих Стратегий»
Михаил Бурмистров, управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика»
Несмотря на активное развитие современных форматов розничной торговли, производительность труда в российском ретейле продолжает оставаться существенно более низкой, чем в развитых странах. В то же время в течение 1999–2008 гг. производительность труда в российской рознице выросла более чем в два раза и составила около 41% от уровня США. Современные форматы розничной торговли, по оценкам McKinsey, в среднем примерно в три раза производительнее традиционных, и, соответственно, именно их развитие является ключевым фактором повышения эффективности сектора в целом в области повышения производительности труда.
Одним из ключевых факторов, обусловивших рост производительности труда в розничной торговле в период с 1999 по 2008 гг., стал высокий уровень конкуренции при захвате объектов торговой недвижимости (приобретение и аренда) и покупателей (цены, ассортимент, удобство), а также невысокие по сравнению с другими отраслями административные барьеры.
Мы вам доставим без труда. Пять опасностей фулфилмента
Алексей Жуков, директор по маркетингу «Бета продакшн»
Массовое распространение Интернета породило новый вид отношений – простой, персонализированный и относительно дешевый. Этот коммуникационный канал дал новый импульс развитию дистанционной торговли. При этом Интернет резко снизил стоимость входа в бизнес – множество предпринимателей пробуют свои силы в ставшей модной и трендовой сфере – интернет-торговле. Так ли все просто, как кажется?
РУБРИКА «АВТОМАТИЗАЦИЯ»
Выбери меня!
Программное обеспечение для автоматизации малых предприятий торговли: SaaS или «коробочное» решение?
Аскар Рахимбердиев, генеральный директор интернет-сервиса управления торговлей и складского учета МойСклад.
Продавец с тетрадкой – позавчерашний день даже для самого-самого малого бизнеса. Сегодня уже никому не нужно объяснять, что автоматизация торговли дает множество преимуществ: позволяет быстрее и четче обслуживать покупателей, яснее представлять, какой товар хорошо продается, а какой залеживается на полках, лучше организовывать процесс закупок, снижать вероятность махинаций с ценами и товарами со стороны продавца и многое другое. Но какой продукт предпочесть? Так, сегодня на рынке есть большой выбор разного по цене и набору функций программного обеспечения (ПО) для автоматизации розницы: от продуктов 1С, не нуждающихся в представлении, до «новичков» рынка – SaaS-сервисов.
РУБРИКА «ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ»
Откройте свои карты! Возникает ли дополнительное налогообложение в связи с оплатой товара банковскими картами?
Ираида Башкирова, профессиональный бухгалтер, эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»
Светлана Мягкова, рецензент службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»
В магазине розничной торговли (облагается ЕНВД) оплата товаров населением производится как наличными денежными средствами, так и платежными банковскими картами. Возникает для ИП дополнительное налогообложение в связи с оплатой товара банковскими картами?
РУБРИКА «ПЕРСОНАЛ»
Наем продавцов – кого выбрать сегодня? Портит ли борозду старый конь, или В бой идут одни новички?
Валерия Стрыгина, генеральный директор Центра методического HR-консалтинга «Бизнес-фактор», ведущий эксперт и методист проекта «Магазин готовых решений для HR-специалистов».
Автор с искренним уважением относится к сотрудникам HR-служб, занимающимся вопросами подбора торгового персонала, в особенности поиском продавцов-консультантов. Горы резюме на столе и столько же – в ящике стола, оставленных на всякий случай, – вдруг все-таки пригодятся; вечное недовольство директоров и администраторов магазинов: не те, не такие, не умеют, не знают, слишком много знают – переростки, «понаберут по объявлению»… Короче говоря, дайте других – «с перламутровыми пуговицами». Особенных успехов не достигли и сами руководители магазинов, когда принимали людей по протекции, якобы проверенных, вопреки прогнозам специалистов по подбору персонала.