Сделка с недвижимостью – сложный и ответственный процесс, где любая ошибка чревата потерей больших денежных сумм. Не каждому под силу самостоятельно проверить жилье на юридическую чистоту или оформить все необходимые документы, поэтому чаще всего предусмотрительные продавцы и покупатели обращаются за помощью в риэлторские агентства. Под присмотром профессионалов сделка идет и быстрее, и благополучнее, но услуга не бесплатна, а вознаграждение, по мнению некоторых клиентов, «кусается». Так и складывается извечный вопрос: из чего же состоят комиссионные, которые взимают риэлторы, и можно ли на этом сэкономить?
Средняя величина вознаграждения, за которое сегодня работают специалисты по недвижимости, в столице составляет от 2 до 6% от суммы сделки. На нижней границе располагаются так называемые агентства-дискаунтеры, снизившие величину комиссионных по тем или иным причинам – например, в виде бизнес-эксперимента. На верхней границе – небольшие агентства, вынужденные брать приличные комиссионные, чтобы не выходить за рамки рентабельности своего бизнеса. Крупные компании, действующие на рынке давно и имеющие стабильные объемы работы, в качестве комиссионных обычно избирают средние показатели: 3-5%.
Единого механизма, который регулировал бы этот вопрос, сегодня нет, как нет и единого официального закона о риэлторской деятельности. Каждая компания определяет размер своих вознаграждений самостоятельно и руководствуется при этом двумя основными вещами: среднерыночными показателями и своими трудозатратами, а работы у современного специалиста по недвижимости немало. Из-за того, что официального статуса у риэлторов сегодня нет, «пробить» всю необходимую информацию по квартире бывает непросто даже профессионалам, работающим не первый год.
За что же платит клиент, обращаясь в агентство недвижимости? Основных составляющих работы риэлтора, за которую взимаются комиссионные, три: безопасность сделки, качество услуг и минимизация временных затрат. Поэтому клиенту порой было бы правильнее интересоваться не «почему так дорого», а какие именно услуги будут ему оказаны.
Некоторые агентства, понимая, что потребности у всех клиентов могут быть разными, практикуют гибкий подход к ценообразованию на свои услуги, например, разбивают сделку на этапы и на каждый устанавливают отдельную цену. Такая тарификация этапов сделки дает клиенту возможность снизить свои затраты, заказав у профессионалов только определенную услугу – например, проверку жилья на юридическую чистоту. «Для некоторых такая система оказывается выгоднее, но в основном все-таки предпочитают пользоваться комплексом услуг, - рассказывает Инна Игнаткина, директор отделения «МИЦ-Недвижимость». – Комплекс получается дешевле, к тому же при сложных сделках, которых на рынке сегодня большинство, например, альтернативных или с ипотечным кредитованием, клиенту требуется полное сопровождение».
Почему же у клиентов, несмотря на весь положительный двадцатилетний опыт работы российских риэлторов, до сих пор возникают вопросы по поводу размеров комиссионных, даже если они весьма умеренные? По мнению экспертов, это связано, в первую очередь, с тем, что в России пока не привыкли к тому, что профессиональный совет – тоже товар, притом весьма ценный. К тому же, как замечают сами риэлторы, нередко в отношениях с потребителем возникает такой парадокс: чем чище и быстрее выполнена работа, тем меньше желания у клиента за нее достойно платить: труд незаметен, а потому его словно бы и нет. В последнее время опытные агентства недвижимости начали подробно объяснять своим клиентам, за что именно взимаются комиссионные, эта мера постепенно сглаживает «острые углы» во взаимоотношениях с потребителем услуги, но до окончательного решения проблемы еще должно пройти немало времени.