Интервью генерального директора компании «АЛТИУС СОФТ» Андрея Травкина порталу elport.ru.
1) Представьтесь, пожалуйста, назовите свои фамилию и имя, отчество. Отметьте свои основные достижения (например, основатель такого-то бренда, организатор сообщества, руководитель регионального холдинга, депутат областной думы и т.п.)
Приветствую всех читателей. Меня зовут Андрей Леонидович Травкин. Я являюсь основателем и генеральным директором компании «АЛТИУС СОФТ» (компания создана в 2000 году). Из своих достижений я могу выделить создание первой в России тиражной программы для управленческого учёта в строительстве. Программа называется «АЛТИУС – Управлением строительством» и призвана упорядочить деятельность строительных компаний. Совместно с командой, которая поддерживает меня на протяжении многих лет, нам удалось воплотить в жизнь смелую идею – а именно заняться автоматизацией строительных компаний специально, сделать это профилем работы компании. Сегодня наша программа это принятый стандарт качества, на который ориентируются строители из многих городов России и СНГ.
2) Расскажите коротко о Вашем бизнесе (чем занимается Ваша компания, успехи, масштабы деятельности).
Я уже коснулся данной темы, отвечая на предыдущий вопрос. Однако подчеркну, что компания «АЛТИУС СОФТ» - это «законодатель мод» в сфере автоматизации управления строительными организациями. Масштабы деятельности компании велики: программа внедряется в сотнях предприятий по всей России. В дополнении ко всему компания «АЛТИУС СОФТ» занимается разработкой CRM-решений, программ для строительных СРО, систем электронного документооборота. Так что, не только строительные компании входят в число клиентов компании. Наш успех заключается в том, что в своё время (в начале 2000-х) нам удалось изменить представление строителей о ведении бизнеса и создать для них надёжный и полезный программный продукт, который теперь востребован.
3) Ваш первый бизнес-опыт, когда Вы начали заниматься бизнесом? С чего начался Ваш бизнес?
Свои шаги в бизнесе я сделал очень давно (ещё в 80-х). Первой самостоятельной бизнес-единицей, основателем и соучредителем которой я являлся, была компания «Инфин». Данная организация начала свой путь ещё в 1991 году, вошла в пятёрку лидирующих компаний на рынке систем бухгалтерского учёта. Одним словом, проект удался. Но хотелось развиваться в несколько ином направлении (более смелом, новом, подстёгивающим к открытиям и свершениям).
В результате, в 2000 году я основал компанию «АЛТИУС СОФТ». Это был посткризисный период, сложный и переменчивый. Сначала всё начиналось с небольшого офиса, нескольких сотрудников, минимальных оборотов, скромной рекламы. Далее всё стало меняться (темпы мы набирали месяц от месяца). Сначала занимались разработкой программных решений на заказ. Клиенты ставили перед нами задачи, а мы воплощали их в программах. Далее, мы приступили к анализу строительной отрасли, поняли, что строительство – это великолепное поле деятельности. Изучив массу особенностей строительного бизнеса, к 2006 году мы создали первую версию программы «АЛТИУС – Управление строительством» (на сегодняшний день версий уже семь).
4) Известно, что 90% бизнес-предприятий разоряются в первые же годы существования. Какие ошибки допускают начинающие предприниматели?
Думаю, что основная ошибка – это переоценка своих сил и возможностей. Очень часто совсем ещё молодые компании начинают делать непродуманные шаги, несут финансовые потери из-за желания казаться «большими». Нередко некрупные фирмы начинают «играть в корпорацию», тратят массу средств на имиджевые вещи, которые, конечно, срабатывают в нужно месте и в нужно время, но на первых этапах развития с ними я бы советовал быть осторожнее. Ещё одна распространённая ошибка связана с тем, что почувствовав «волну успеха», молодая компания думает, что так пойдёт и дальше. Но, как правило, на практике выходит иначе. Взять хотя бы мировой финансовый кризис, в ходе которого естественный отсев ряда компаний произошёл буквально за месяцы. Антикризисная политика просто не была разработана рядом организацией, не было конкурентоспособных продуктов и услуг в их арсенале. Кстати, я тоже не могу сказать, что у компании «АЛТИУС СОФТ» всё было гладко – положение было тяжёлым. Но мы, например, разработали антикризисную версию программы «АЛТИУС – Управление строительством» (это была шестая версия) и строителям она пришлась по вкусу. Несмотря на сложные экономические моменты, программу приобретали и внедряли. Так что, умение подстраиваться под ситуацию и не терять голову от успеха – важные принципы работы любой компании.
5) Чем в первую очередь должен заниматься владелец бизнеса? Назовите три главные, по Вашему мнению, задачи, которыми должен заниматься собственник, чтобы его бизнес стал успешным?
Во-первых, продумать концепцию бизнеса: от стартового этапа до дальнейшего развития. Далее воплощать эту концепцию в жизнь вместе с командой единомышленников и профессионалов своего дела.
Во-вторых, принимать непосредственное участие в управлении коллективом, не отрываясь от него. В трудные минуты руководитель должен быть рядом, поддерживать, мотивировать и настраивать на победу. В противном случае, ни о каких успехах речи быть не может.
В-третьих, не дистанцироваться от «кухни» бизнеса и от клиентов. В случае необходимости нужно проявить инициативу и решить вопрос с «трудным» или недовольным клиентом. Кстати, какой бы хорошей компания ни была – нелояльные клиенты будут встречаться всегда. Это закон бизнеса.
6) Поделитесь опытом создания бизнес-команды. Как подобрать лучших сотрудников в свой бизнес?
На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Дело в том, что здесь важна масса аспектов: от элемента везения (нужно встретить правильных, ориентированных на результат людей), до профессионального чутья. Как правило, хорошего специалиста видно сразу. Он «болеет» своим делом, не считает минуты до конца рабочего дня и не винит всех и вся в своей низкой квалификации. Но, безусловно, важно создать благоприятные условия для команды, начиная от комфортного рабочего места, заканчивая достойным уровнем заработной платы. Лучших надо стараться сделать самому, помогать новичкам, подсказывать сотрудникам второго эшелона, как и быть и выводить их на новые уровни профессионального развития. Что касается методов подбора, то в этом отношении я не новатор – подбор персонала мы осуществляем через специализированные сайты.
7) На чем можно сэкономить в первые годы бизнеса и на чем экономить не стоит?
Как я уже говорил выше, не обязательно в первые годы бизнеса переоценивать свои силы, лучше начинать осторожно, прощупывать рынки и ниши. Можно также оптимизировать количество персонала и затраты на заработную плату, соответственно. Например, генеральный директор может общаться с клиентами. Менеджер по рекламе заниматься ведением интернет-проектов. Конечно, при условии, если на это есть согласие. Если нет, то можно предложить гибкий график работы, например. В общем-то, я бы посоветовал начинающим руководителям и владельцам бизнеса для начала «засучить рукава» и не полениться самостоятельно ответить на электронное письмо, принять входящий звонок, поздравить клиента с праздником.
Экономить я бы не стал на позиционировании компании и её товаров или услуг (рекламе, pr, продвижении). Пусть это не будут глобальные затраты и колоссальные бюджеты, но всё-таки часть средств на маркетинговые мероприятия и активности выделять необходимо. Иначе откуда потенциальные клиенты узнают, что компания «Н» есть на рынке и что она предлагает самые лучшие условия сотрудничества.
Также не советовал бы я экономить на технических средствах связи (телефонной связи, почтовых клиентах, антивирусах и других сопутствующих работе вещей). Плохая связь – это уже фактически провал, неполученное письмо – тоже, неработающий компьютер – тут уж и говорить не о чем.
8) Поделитесь опытом продвижения бизнеса. Какие способы, каналы рекламы Вы считаете наиболее действенными?
Хочу сказать, что в моём понимании реклама и любые методы продвижения компании должны работать на целевую аудиторию. То есть, если на сайте в день не 1000 посетителей, а 10, но 9 из них позвонили и сделали заказ, то это лучше, чем 1000 гостей, оказавшихся на сайте по ошибке. Так что меня сложно пронять разговорами о том, что «у нас самый отличный журнал», «самый прогрессивный портал». Если там нет потенциальных клиентов, то сотрудничество может быть некоммерческим, либо бартерным (нам размещение на портале – от нас CRM-программу, например).
Методов продвижения мы используем немало: от классического позиционирования компании в СМИ, до контекстной рекламы. Я придерживаюсь мнения, что желательно задействовать разные каналы распространения информации (печатные издания, интернет, очные мероприятия и так далее), тогда эффект будет лучше. Главное: отслеживать эффективность рекламы, а не просто выделять бюджет на неё.
9) Для начала бизнеса нужна бизнес-идея. Поделитесь опытом,
- как найти свою бизнес-идею?
Это непростой вопрос. Для начала нужно проанализировать рынок, на котором планируется работа. Понять, в каких секторах он перенасыщен, а в каких явно не развит. Например, для меня было совершенно очевидно (после прогнозного анализа), что готовых программных решений для учёта в строительстве нет – отсюда и идея создания программы «АЛТИУС – Управление строительством». Нужно стараться предлагать клиентам что-то новое или улучшенное технически, разрабатывать уникальные торговые предложения. Помогут в этом: логика, мозговые штурмы, которые стоит проводить со своей командой, готовность бороться.
или
- предложите готовую идею для перспективного бизнеса (в том числе, возможно, ваше предложение в виде франшизы, дилерства и т.п.)
Готовая идея: нужна компания или частное лицо для создания макета электронной рассылки. Сейчас в этом сегменте какой-то странный провал. Так что, для кого фраза «электронная рассылка» не нова – обращайтесь. Буду рад.
Что касается дилерства, то, безусловно, мы открыты для сотрудничества. Естественно, мы предлагаем привлекательные финансовые условия, различные бонусы. Дилеры нам нужны всегда. Главное – настрой на работу, умение обучаться и общаться с клиентами.
10) Еще один или два вопроса, которые мы не задали, но на которые Вы бы хотели ответить? (например, Ваш любимый бизнес-проект; совет начинающему предпринимателю; вопрос «откуда брать деньги на бизнес»; «как вы относитесь к бизнес-образованию» и др.)
Мне импонирует фраза о бизнес-образовании. Я отношусь к этому моменту крайне положительно. Наши сотрудники периодически посещают различные бизнес мероприятия (тренинги, семинары), поэтому мы всегда с удовольствием рассматриваем приглашения. Что касается лично меня, то я в силу занятости мероприятия посещаю крайне редко, но профессиональные издания для руководителей читаю часто и внимательно (с карандашом в руках): делаю пометки, черпаю идеи. Обязательно нужно всегда совершенствовать свои знания и навыки. Колоссальная ошибка многих руководителей заключается в убеждениях о бесполезности обучающих мероприятий. Мол, «я и так всё знаю, что мне нового могут сказать». Это устаревший взгляд, взгляд человека, боящегося осознать свои ошибки. Советую образованием хоть как-то заниматься (просто чтение полезной статьи уже пойдёт в актив компании).