В Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) прошла рабочая встреча специалистов филиала с представителями авиакомпании «Аэрофлот». В преддверие летнего периода повышенной интенсивности движения воздушных судов в районе московских аэропортов в МЦ АУВД стартовала программа по совершенствованию взаимодействия между сотрудниками службы организации воздушного движения и представителями крупных российских авиаперевозчиков.
«Подобная программа в этом году реализуется не впервые. Мы с удовольствием приглашаем представителей авиакомпаний, и они с готовностью приезжают к нам. Здесь пилоты могут вживую увидеть своих «ведущих». Кроме того, мы активно практикуем перекрестный формат, когда и наши диспетчеры также могут увидеть работу летчиков изнутри: на тренажерной базе и в кабине экипажа. Опыт таких встреч показал очень хорошие результаты», – говорит начальник Московского аэроузлового диспетчерского центра Анатолий Кулик.
По программе для членов летных экипажей проводятся ознакомительные экскурсии по диспетчерским залам с реальной воздушной обстановкой Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ) и районного диспетчерского центра (РДЦ). Именно отсюда осуществляется непосредственное обслуживание воздушного движения в пределах Московской зоны Единой системы организации воздушного движения. Также в программе предусмотрено посещение Тренажерного центра МЦ АУВД, предназначенного для проведения подготовки диспетчеров-стажеров к самостоятельной работе, поддержания квалификации специалистов ОВД, проверки теоретических знаний и практических навыков.
В каждом из диспетчерских залов обеспечивается управление соответствующим этапом полета – взлет, набор высоты, полет, посадка. В зале МАДЦ традиционно самая напряженная обстановка. Отсюда ведется управление движением воздушных судов в районе трех крупнейших аэропортов России – Внуково, Домодедово и Шереметьево. В так называемые «пиковые» периоды, когда нагрузка на московские аэропорты максимальная, у одного диспетчера одновременно на управлении может находиться до тридцати воздушных судов. Поэтому очень важно минимизировать возможное недопонимание между диспетчером и пилотом.
«Если будут какие-то вопросы, спрашивайте, почему так, а не иначе, – Анатолий Кулик приглашает представителей «Аэрофлота» в зал МАДЦ. – Также надеюсь, что и наши вопросы, если они возникнут, не останутся без ответа». Гости и хозяева тут же подвигаются ближе к экранам мониторов, и каждая задача получает здесь наглядное решение.
Благодаря таким встречам, диспетчеры и пилоты, которые обычно находятся «на разных концах провода», получают возможность обсудить различные аспекты, касающиеся взаимодействия на различных этапах полета (от деталей терминологии радиообмена, до порядка формирования маршрутов движения авиалайнеров), обменяться мнениями, и в итоге достичь большего понимания не прописанных в нормативных документах рабочих моментов, возникающих при выполнении полетов.
«Мы двигаемся в одном направлении. Вместе решаем задачи, с которыми сталкиваемся ежедневно. Очень надеюсь, что практика подобных встреч станет регулярной, поскольку взаимный интерес явно прослеживается», – отметил начальник Московского зонального центра Игорь Митронин.
В числе положительных итогов встречи пилот-инструктор «Аэрофлота» Евгений Сметанин отметил, что среди обсуждаемых тем не оказалось ни одного неразрешимого вопроса, кроме того, были выявлены рабочие моменты, для решения которых требуется дополнительное обсуждение. «Мы многое прояснили сегодня. Это будет обязательно вынесено на обсуждение руководства и доведено до экипажей», – подчеркнул летчик.
«Улучшение качества аэронавигационного обслуживания и обеспечение высокого уровня безопасности полетов в центрально-европейской части России – ключевые направления работы предприятия, и залогом успешного решения этих задач в значительной степени является качественная коммуникация, – говорит Игорь Митронин. – Каждый раз мы находим новые темы. Сейчас, например, для нас стало открытием, что «Аэрофлот» практически не участвует в разработке аэронавигационной документации по аэродрому Шереметьево, где базируется компания. Принято решение, что теперь мы будет рассматривать документы штурманской службы Шереметьево с точки зрения управления воздушным движением только после согласования с «Аэрофлотом», что будет в свою очередь означать, что авиаперевозчик физически может выполнить вновь разрабатываемые схемы и маршруты».
Программа взаимодействия с летными отрядами будет продолжена. В ближайшее время аналогичная встреча состоится с представителями авиакомпании «Трансаэро».
Справка
Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) введен в эксплуатацию в 1981 году и предназначен для обслуживания воздушного движения в Московском узловом диспетчерском районе, на трассах и вне трасс в пределах Московской зоны Единой системы организации воздушного движения, а в 2006 году был введен филиалом в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».