Любой риэлтор подтвердит, какое большое значение имеет на рынке недвижимости «сарафанное радио» и рекомендации. Девелоперы тщательно охраняют свою репутацию, ведь когда продается то, чего еще нет – например, квартира в строящемся доме, любые слухи могут повлиять на ход реализации проекта. Сегодня люди привыкли получать информацию из всемирной сети, а отзывы о новостройках пользователи в первую очередь начинают искать на интернет-форумах. О том, как работать с этим маркетинговым инструментом, портал о недвижимости Move.su попросил рассказать ведущих экспертов рынка недвижимости.
Источник информации
Как правило, знакомство потенциального покупателя с новостройкой начинается с просмотра рекламного объявления – в Интернете, печатной прессе и др. После этого люди внимательно изучают сайт компании и в случае, если объект показался интересным, сразу начинают искать отзывы о нем в Интернете. Обычно тут же они и находят форум новостройки – зависимый или независимый, и читают отзывы.
Какие отзывы ищут потенциальные покупатели на Интернет-форумах? В первую очередь, отрицательные, потому что все положительные стороны уже подчеркнуты в рекламных проспектах. На сайте застройщика, конечно, вся информация подается в максимально выгодном свете, а людей интересуют, прежде всего, «подводные камни». Соблюдаются ли строки строительства, нет ли у застройщика финансовых и других проблем, недостатки окружения объекта, работа отдела продаж – эти и многие другие вопросы поднимаются пользователями Интернет-форумов. Если ничего катастрофичного потенциальный покупатель на форуме не находит (как правило, просматривается сразу несколько источников), а объект кажется интересным, далее начинается уже более плотное общение с отделом продаж, выезд на место и т.д.
Как работает форум застройщика?
Должен ли форум застройщика быть официальным или независимым? Как осуществляется его модерация? Какой должен быть формат присутствия застройщика на форуме?
Виталий Бахвалов, начальник отдела маркетинга и рекламы Группы компаний СУ 22:
Форум застройщика может быть любым – как официальным, так и независимым. Главное – чтобы потенциальный покупатель, пользователь Интернета, нашел всю нужную информацию, чтобы ему было удобно на нем общаться.
У нас форумы независимые. Люди общаются, обсуждают интересующие вопросы. Мы, конечно же, наблюдаем – и делаем выводы, принимаем меры и т.д.
Есть, например, независимый Интернет-форум объекта «Аничково». Одна наша покупательница приобрела там квартиру и сделала этот ресурс. Там нет модераторов от нашей компании, зато есть модераторы из покупателей. Мы не вмешиваемся в работу форума, и для нас такая схема оптимальна.
Ошибки застройщика на форуме
Вообще, у застройщиков бывают разные форматы присутствия на интернет-форумах. Иногда это официальный представитель компании, иногда некий персонаж, который вступает в дискуссию и пытается повернуть ее в нужном направлении. Стоит отметить, что не все застройщики с такой задачей справляются. Люди очень хорошо чувствуют, даже в Интернете, чьим словам стоит доверять, а чьим нет.
Бывает, что компания обращается в маркетинговое агентство и ставит ему задачу по работе с отзывами в Интернете. Агентство тут же нанимает фрилансеров, или поручает каким-то своим не слишком понимающим нюансы темы сотрудникам поддерживать дискуссию с покупателями на форуме. В результате «засланных казачков» сразу вычисляют, большей частью по наивным и бездарно написанным постам.
Если же компания выбрала формат присутствия своего официального лица на форуме, надо стараться быть честным с людьми и не пытаться делать хорошее лицо при плохой игре. Правда все равно обнаружится, а попытки убедить покупателей, что «все отлично», когда это совсем не так, еще больше раздражают людей. Лучше всегда сразу признавать свои ошибки и делать своевременные заявления от лица компании с разъяснением ситуации, когда это необходимо.
Борьба с клеветой на форумах
Многие девелоперы для того, чтобы выставить свой объект в выгодном свете и очернить конкурентов, не гнушаются никакими методами. Так, например, недобросовестные застройщики для того, чтобы меньше внимания обращали на их собственные недостатки, могут на своих форумах, а также на форумах других компаний распускать слухи, выкладывать информацию, которая не соответствует действительности.
Стоит ли компании реагировать на черный пиар в Интернете ее адрес? Как должен вести себя застройщик на в данном случае?
Виталий Бахвалов: Ситуации у компаний, конечно, бывают разные, но про нас никто ничего особенно плохого не пишет. Если вдруг на форуме нашего объекта появляется такой «засланный казачок» от конкурентов, который либо пытается очернить нашу компанию, либо выставить конкурентов в выгодном свете, то его сразу же обнаруживают сами покупатели. А далее либо банят его, либо вступают в дискуссию. Если же нас начнут поливать грязью на сайтах конкурентов, мы на это не реагируем. Потому что люди в конечном итоге все равно найдут наш форум и прочитают правду.
Комментарий Алексея Шмонова, генерального директора портала о недвижимости Move.su:
Как только проект поступает в открытую продажу, он сразу же попадает в поле зрения потенциальных покупателей и людей, уже совершивших покупку. Как правило, срок с момента начала продаж до сдачи дома ГК составляет около 2-х лет. Доступность и популярность Интернета позволило общаться дольщикам на расстоянии, находить друг друга, обсуждать новости и этапы строительства.
На мой взгляд, если застройщик не откроет свой собственный форум, то через очень короткое время будущие жильцы сами его откроют. Сейчас это позволяют сделать несколько Интернет-ресурсов, причем абсолютно бесплатно.
Я мог бы дать следующую рекомендацию: обязательно открыть форум заранее на своем сайте, поскольку в случае с собственным форумом процесс будет управляемым. В этом случае даже технически проще будет отличить настоящих жильцов от "засланных казачков", у вас будет возможность удалить нежелательные комментарии или явный черный пиар ваших конкурентов.
Также необходимо отслеживать в Интернете появления других форумов по вашему объекту и в случае активной дискуссии обязательно в неё включаться.
Формат присутствия должен быть, во-первых, строго официальным – это администратор или модератор форума от лица застройщика. Необходимо не затягивать с ответами, давать их максимально четко и, если требуется, предоставлять доказательства.
В случае, если по вашему объекту пускают слухи конкуренты, к примеру: "фундамент дома дал трещину", "компания застройщика начала процедуру банкротства", "на строительстве всего 5 рабочих" и прочее, рекомендуется вводить своего персонажа, не аффилированного к застройщику, с помощью которого возможно будет преломить ход дискуссии. При этом свой персонаж не должен быть на 100% лоялен к застройщику, чтобы не вызывать подозрений.
И последнее, отслеживайте форумы ваших конкурентов. Многие не упустят возможности облить там вас грязью, пользуясь тем, что форум часто читают потенциальные покупатели. Вступайте в дискуссию, приводите доказательства, выводите таких людей на «чистую воду».
Итак, Интернет-форум для застройщика при грамотно выбранном формате присутствия и подачи материала, может стать полезным маркетинговым инструментом. Ошибается тот, кто думает, что управляя информацией на форуме, можно скрыть серьезные ошибки и проблемы девелоперов, но успокоить покупателей, пресечь лишние слухи вполне возможно. Стоит помнить, что хороший объект рекламирует сам себя, и даже если вас буду пытаться очернить конкуренты, покупатели всегда отличат правду от лжи. Портал о недвижимости Move.su желает Вам приятного общения!
Автор: Калачихина Евгения