Введение саморегулирования в строительстве дало мощный импульс развитию отраслевых негосударственных институтов. Одним из первых серьезных и наглядных результатов такого развития стало принятие после довольно длительного обсуждения поправок в Градостроительный кодекс, предусматривающих введение негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
17 ноября 2011 года закон №337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации, а 28 ноября 2011 года – подписан Президентом РФ.
Закон внес целый ряд существенных изменений в сфере правового регулирования деятельности строительной отрасли, которые коснулись не только экспертизы проектов и результатов изысканий, но и ответственности собственников зданий и сооружений, а также отдельных аспектов эксплуатации объектов строительства.
В области регулирования экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительной отрасли данный закон призван демонополизировать сферу экспертизы, создать условия для развития здоровой конкуренции, сократить время производства экспертизы и повысить ее качество.
Полномочия негосударственной экспертизы были существенно расширены: в подавляющем большинстве случаев результаты государственной и негосударственной экспертизы теперь имеют равную силу.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, будет проводиться исключительно в отношении объектов, прямо указанных в ГрК РФ. Это, в частности, объекты, отнесенные к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, а также объекты, строительство и реконструкция которых финансируются за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.
Принятый закон закрепил ряд положительных инициатив, которые длительное время обсуждались широким кругом участников: саморегулируемыми организациями, их Национальными объединениями, экспертным сообществом, федеральными министерствами и ведомствами, органами законодательной власти.
Прежде всего, вышеуказанный закон уравнял юридический статус государственной и негосударственной экспертизы.
Исключительным правом подписи результатов экспертизы теперь обладает только аттестованный эксперт; таким образом обеспечивается возможность существенного повышения качества оценки и минимизация потенциальных рисков, возникающих вследствие неверных экспертных выводов.
Задачу по развитию института негосударственной экспертизы взяло на себя Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве – НОЭКС. НОЭКС было учреждено 23 сентября 2011 года в Москве на съезде организации, организованном при содействии Министерства регионального развития РФ.
Президентом объединения экспертных организаций был избран Шота Гордезиани. Одной из основных целей НОЭКС было скорейшее утверждение закона №337-ФЗ. Объединение вело активную работу с органами государственной власти, профессиональным сообществом, смежными Национальными объединениями. Сейчас, после принятия закона, объединение намерено сконцентрироваться на дальнейшем развитии правового регулирования института негосударственной экспертизы.
Поправки, внесенные в Градостроительный кодекс, определили правовые основы производства негосударственной экспертизы. Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве намеренно в ближайшее время разработать нормативные правовые акты, развивающие положения ГрК РФ. Объединение в своей деятельности планирует продолжить активное взаимодействие с Правительством РФ, Министерством регионального развития, Государственной Думой в части разработки профильных документов.
По мнению генерального директора СРО НП «Э.С.П.» Дмитрия Мурзинцева: «Принятие закона №337-ФЗ стало первым шагом к формированию института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Теперь только от членов профессионального сообщества зависит - станет ли негосударственная экспертиза реальной альтернативой государственной. Для этого необходимо провести серьезную работу, сформировать нормативную базу, соответствующие механизмы, что возможно только при консолидации усилий представителей отрасли».