«В 40 лет жизнь только начинается», утверждала героиня фильма «Москва слезам не верит». Однако в реальной жизни очень немногие готовы сказать похожие слова, подходя к этому возрасту. Наоборот, ближе к 40 годам происходит переоценка ценностей и всё чаще возникают мучительные мысли о том, правильно ли прожиты ушедшие годы, появляется ощущение неудовлетворенности и страх перед будущим. Причём удачная карьера, материальное благополучие или сложившаяся семейная жизнь не могут уберечь от этого состояния, и даже, напротив, кажется, теряют всякую значимость.
Часто люди, переживая подобное, впадают в депрессию или в попытке сменить привычные условия, совершают непредсказуемые поступки. Такого рода изменения в поведении обычно называют «кризисом среднего возраста», или, если пользоваться более точным определением – «кризисом середины жизни». О том, что представляет собой этот психологический феномен, расскажет Галина Медведева, генеральный директор Центра психологического развития личности «Лидер».
Психологический возрастной кризис в целом – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. Было бы ошибкой думать, что «кризис середины жизни» - единственный кризис на нашем пути. На протяжении всей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, и от того, как он справляется с их преодолением, зависит дальнейшее развитие его личности. Для более полной картины кратко расскажу о каждом из них.
Первый кризис происходит на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком или нет. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.
Второй кризис (3 года) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис (7 лет) соответствует «второму детству». В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют воплотить, способствуют развитию у него чувства инициативы. А переживание неудач в этой области, наоборот, может привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис (11-12 лет) происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у него развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис (16-17 лет) переживают подростки обоего пола в поисках идентификации, усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации, или связанные с ней трудности, могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в эмоциональной, социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить так называемый цикл «работа – рождение детей – отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис наступает примерно в 40 лет. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, брак может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Как видите, кризисы сопровождают нас всю жизнь, и оказывают огромное влияние. Ведь именно в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет, и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.
Пресловутый «кризис середины жизни» начинается около 40 лет и в худшем случае может затянуться на годы. В среднем возрасте, как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и критически оценивают то, что достигли в жизни к этому времени. И, к сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». Также беспокоят убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Поэтому в возрасте от 35 до 45 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса.
Сущность «кризиса середины жизни» - это встреча со своим бессознательны, для которой человеку от внешнего стремления расширять и завоевывать жизненное пространство, нужно переключить внимание на себя, обратить свой взор внутрь.
Однако в таком состоянии бывает невероятно трудно разобраться, что происходит, и даже родные и близкие не знают, как поддержать. Помочь советом, конечно, могут те, кто уже прошёл через что-то подобное, но по-настоящему действенную помощь можно найти только у психолога.
И если есть готовность принять и понять свои проблемы, открыто взглянуть в глаза реальности, пусть и не очень привлекательной, если есть желание переменить себя и свою жизнь, опираясь на профессиональные рекомендации – тогда время после 40 станет началом совершенно нового этапа, полного созидания, энергии и истинной мудрости.
ООО «ЦПРЛ «Лидер»