Влад Титов, известный маркетолог, специалист по продвижению в соцсетях, директор Московской компании Vovlekay, рассказал «S!» о необходимости и эффективности создания HR-бренда на платформе соцсетей. Стоит ли сегодня уделять внимание HR-брендингу в социальных медиа, или полезнее продвигать в сетях сам продукт?
Продвижение – это «пропихивание» какого-то товара или услуги. HR-брендинг – это создание репутации компании. А вопрос о важности репутации, думаю, не ставится. Один из основных критериев, по которым соискатели отбирают место работы, – уровень дохода. Но он не единственный. Вполне естественно, что люди хотят работать в крупной, известной, а главное, открытой компании. Всех интересуют и условия труда: стабильность, атмосфера в коллективе, стиль работы. Узнать это из вакансии невозможно, зачастую даже и после собеседований это неизвестно. Раньше информации о компаниях было очень мало, они были закрытые. С появлением Social Media всё, что делает компания, становится прозрачным не только для покупателей, но и для потенциальных работников. С появлением социальных сетей потребители практически выиграли войну. Если до этого компании пытались диктовать что-то в плане продаж, сейчас они вынуждены либо открыто разговаривать с аудиторией, либо терять часть рынка. Так и с персоналом. Наступает рынок скорее работника, нежели работодателя. Такая открытость становится бизнес-необходимостью. У компании есть три ресурса: деньги, орудия производства и люди. Зачастую для компаний, связанных с услугами или работающих в интернете, орудия – это тоже люди, то есть они уже занимают две части ресурсов. Но и любая другая компания должна понимать, что если она не сможет привлекать персонал, то не сможет ни производить, ни продавать.
– Много ли компаний готовы сегодня вложиться в SMM ради привлечения специалистов?
– Немного. Некоторые даже не всегда готовы выделить отдельный бюджет для коммуникаций со своим персоналом. Обычно необходимость этого понимают компании, связанные с ритейлом, у которых постоянная текучка и которым необходим большой набор. Тот же «Макдональдс», например, который вообще свой сайт не продвигает, зато активно использует возможности социальных сетей. Но большинство компаний, работающих в соцсетях, воспринимают это скорее как дополнительный плюс. Изначально продвигают там свои товары. Но за счёт того, что они более открыты, чем их конкуренты, которые этого не делают, такие компании привлекают больше и потенциальных работников.
– Каков процент компаний, которые используют Social Media, чтобы повысить свою привлекательность как работодателя?
– Точных цифр по рынку не существует. Мы не ошибемся, если возьмем за минимум, процент компаний, которые занимаются ритейлом. То есть процентов десять. Причины этому разные. И не только потому, что некоторый эйчары не хотят идти в ногу со временем, не видя необходимости в SMM, но и потому, что эйчар-отдел обычно имеет очень маленький бюджет.
– Но ведь проблески в этом направлении всё же наблюдаются? Например, всё активнее стали говорить о рекрутинге в соцсетях...
– Безусловно. Эта тема стала обязательной и на всех ведущих конференциях по SMM. Отчасти это происходит уже и в реальности. В Москве, к примеру, по определённым должностям кандидатов подбирают исключительно в соцсетях. Это должности эккаунт-менеджеров, дизайнеров, программистов, специалистов, связанных с рекламой. На мой взгляд, постепенно это будет переходить со специфических на топовые должности, а дальше и на все остальные.
– Может ли отрицательная репутация компании в соцсетях привести к кадровому голоду?
– Такое возможно уже сегодня. У меня есть пример челябинской компании, у которой неграмотно была выстроена система оплаты труда, что в итоге привело к недовольству сотрудников. Появились негативные отзывы на форумах, социальных площадках. И в итоге у них наступил реальный кадровый голод. Люди не хотят идти к ним работать. В их случае я порекомендовал обратить внимание, в первую очередь, на внутренние проблемы компании. Иллюзия – думать, что если внутри компании есть проблема, её можно решить на внешнем уровне. Потому что изначально они поддались распространённому стереотипу: «если существует негатив, можно разместить скрытым способом много позитива, и ситуация исправится». Это полная ерунда, которая никогда не работает. К сожалению, до сих пор огромное количество компаний, даже топовых, наступают на эти грабли.