Журнал «РБК» представляет рейтинг эффективности крупнейших российских ритейлеров, специализирующихся на продаже продуктов питания, составленный по итогам первой половины 2011 года.
Сегодня все крупные розничные компании кричат о своих успехах: об увеличении числа торговых точек и росте товарооборота. Наблюдая за развитием рынка, журнал «РБК» решил проанализировать деятельность главных отечественных ритейлеров с точки зрения эффективности их работы. Для рейтинга были выбраны 25 продуктовых сетей всех форматов (основные - гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома).
Результаты проведенного исследования показали, что, несмотря на большую разницу в выручке и количестве магазинов между отдельными компаниями, внушительные масштабы бизнеса играют далеко не решающую роль. Конечно, наиболее оптимальным форматом признан гипермаркет и в этом нет ничего удивительного: огромные торговые площади при низких логистических издержках и высоком трафике непрерывно работают на прибыль. Прибавьте к этому западные технологии, и станет понятно, почему рейтинг журнала «РБК» возглавила российская сеть французской компании «Ашан».
Но дальше начинаются сюрпризы: второе место по эффективности заняла московская «Азбука вкуса» - сеть супермаркетов премиум-класса, обслуживающая не самую большую группу потребителей, из-за чего в кризис многие прочили ей крах. Далее в рейтинге обосновались региональные сети, которые смогли обойти таких «монстров», как X5 Retail Group и «Магнит». Очевидно, у региональных игроков есть некое преимущество перед федеральными компаниями, которые, кстати, уже потихоньку переваливают через Урал, в поисках новых территорий.
Напрашивается вывод, что многие федеральные ритейлеры, занятые в основном экстенсивным развитием, еще не взялись всерьез за такие показатели, как выручка с квадратного метра и выручка на каждого сотрудника. Но времена меняются. Если основная когорта игроков сохранит хотя бы сегодняшние темпы развития, то уже в ближайшем будущем территорий «свободных от сетей» почти не останется. И тогда все без исключения ритейлеры будут вынуждены вернуться к тому же, чем с разным успехом пытались овладеть в период экономического спада – повышению эффективности уже работающих объектов.
Ознакомиться с полным описанием рейтинга можно в свежем номере журнала «РБК» (№12 за 2011 год, в продаже с 23 ноября).
Полный текст рейтинга и другая дополнительная информация:
по e-mail: beskina@rbc.ru
по тел.: +7 (495) 363-1111 доб. 1534/1340