1 ноября в Москве при поддержке Рособрнадзора прошла онлайн-конференция Пудаловой Елены Игоревны, руководителя направления по взаимодействию с учебными заведениями департамента управления персоналом ОАО «Объединенной авиастроительной корпорации», на тему «Разработка и апробация методики сертификации выпускников вузов в соответствии с профессиональными стандартами в высокотехнологичных отраслях промышленности».
Отвечая на вопросы, Елена Пудалова сказала, что самое сложное в создаваемой сейчас в России системе сертификации – то, что её нельзя полностью заимствовать западные аналоги. Без сомнения, цивилизованный опыт учитывается, поскольку в системе должны быть продуманная структура, отработанная система управления, актуальная нормативная правовая документация, сертификационно-измерительные материалы, экспертное сообщество, которые в совокупности обеспечивают осуществление процесса сертификации, завершающегося выдачей сертификата компетентности конкретному сертифицированному лицу. Но работа ведется исключительно с учетом российских реалий.
Елена Пудалова рассказала о том, что сертификация выпускников вузов будет базироваться на понятии «профессионального стандарта», который представляет собой многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Она привела конкретный пример уже созданного в «Объединенной авиастроительной корпорации» профессионального стандарта по специальности «Проектирование и конструирование авиационной техники».
По словам эксперта, в процессе сертификации выпускников вузов по профессиональным стандартам важную роль играют работодатели, в их поле деятельности идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценивать и повышать уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с профессиональными стандартами специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли.
В этой системе на учебные заведения ложится задача по разработке образовательных стандартов, формирование программ профессионального образования, разработка учебно-методических материалов и механизм оценки компетентности студентов учебных заведений профессионального образования. Роль государства важна - формирование национальной и отраслевых рамок квалификаций, согласование и унификация областей профессиональной деятельности и профессий, проведение сертификации выпускников и специалистов.