Услуги агентств недвижимости как-то незаметно вошли в нашу жизнь. Довольно сложно найти человека, чьи знакомые или родственники хотя бы однажды не прибегали к помощи риэлторов. История появления агентств недвижимости у нас в стране довольно примечательна.
«Те, кто думают, что первые риэлторы появились в России лишь в 90-х годах прошлого века, глубоко ошибаются. Посреднические операции на рынке недвижимости с успехом проводились еще до революции, во второй половине 19 века. Инвестиции в недвижимость и купля-продажа жилых и коммерческих объектов были весьма выгодными – как, впрочем, и сегодня. Комиссионеры, перебивавшиеся процентами от торговых сделок, стали выступать посредниками и на рынке недвижимости, исполняя роль самых первых в России риэлторов», - комментирует аналитик ГК МИЦ (Московский Ипотечный Центр).
Одна из первых контор недвижимости
Контору агентства и комиссионерства первого разряда купца первой гильдии Н.Любавина можно назвать одним из родоначальников риэлторского бизнеса в России. Купец брал за свое посредничество комиссион в размере 0,5-2,0% от суммы сделки. Деньги свои отрабатывал добросовестно: проверял документы и личности участников сделки, дабы не допустить мошенничества. Процедура проверки юридической чистоты продаваемого объекта мало чем отличалась от сегодняшней и включала требования о предоставлении документов на право собственности, чертежей и планов недвижимости, расписки в получении денег, опубликованного в газете объявления о продаже и т.д.
Справочно-комиссионерская контора Копаныгина
В начале 20 века в России имелся опыт организации объединенного агентства недвижимости, действовавшего по всей России. Начиналось оно со Справочно-комиссионерской конторы 1-го разряда «Торгового дома Е.Копаныгина и Ко», глава которого в те времена был истинным представителем риэлторского рынка. Копаныгин владел информацией о недвижимых объектах Санкт-Петербурга и всей России. Благодаря его усилиям, компания оставалась ведущей в стране риэлторской организацией на протяжении тридцати лет. Более того, Копаныгин сумел даже объединить мелкие комиссионные конторы, действующие по всей стране, в единую акционерную компанию «Торгово-ссудное и комиссионное общество». Единственным регионом, где Копаныгин не мог конкурировать с местными агентствами недвижимости, была Москва.
Уже на этом этапе предприниматель задействовал в своем бизнесе возможности СМИ, издавая в 1907-1914 гг. газету «Сборник спроса и предложения», который выходил раз в 2-3 месяца, по мере накопления объявлений. Информация, напечатанная в этом издании, давала ясное представление о ситуации на рынке недвижимости Санкт-Петербурга и России, а также предложениях агентств и комиссионерских контор. Стоимость размещения объявления в нем составляла всего 20 копеек.