После принятия закона о микрофинансировании, большинство микрофинансовых организаций (МФО) начали активно открывать региональные офисы, стремясь в самые короткие сроки занять пока еще относительно свободную нишу.
Практически все МФО за последний год поставили перед собой первостепенную задачу – выйти на региональные рынки быстрее, чем это сделают конкуренты.
Вот только в какие именно регионы нужно выходить в первую очередь и, какие города принесут наибольшую прибыль компании – этим вопросом задаются практически все игроки пока еще несформировавшегося микрофинансового рынка.
Многие МФО, специализирующиеся на займах для населения, в первую очередь, идут туда, где меньше всего конкуренция, и круг банков и организаций, где можно взять кредит, сильно ограничен – это, как правило, небольшие населенные пункты, например районные центры. МФО, специализирующиеся на займах для бизнеса, рассматривают несколько путей развития – либо сразу идти в крупные города, либо развиваться постепенно, открывая офисы в близлежащих регионах.
«Многие микрофинансовые организации начинают свое развитие с Москвы, и первые офисы открывают в Московской области, например в таких городах как Дмитров, Ногинск, Сергиев-Посад. И уже потом идут в близлежащие области и дальше. Такой подход к развитию вполне логичен, но для своей компании я посчитал его нецелесообразным. Нам более интересно южное направление. По нашим данным, в южных регионах концентрация бизнеса в 2 – 2,5 раза выше, чем в северных», - говорит Дмитрий Нужденов, генеральный директор компании «Независимость бизнеса».
Какой из этих путей рентабельнее – ответа на этот вопрос пока нет, поскольку большинство микрофинансовых компаний только недавно вышли на рынок и не успели еще накопить достаточно опыта и осмыслить его. Исследований МФО, как правило, не проводят, а действуют, по большей части, по интуиции. Однако уже сейчас становится ясно, что та МФО, которая первая выйдет в регионы, где население готово брать займы, окажется в наиболее выгодном положении на рынке.