Для многих компаний финансовый кризис стал своеобразным испытанием на прочность. Те, кто прошел его с поднятой головой, сегодня занимают лидирующие позиции в своей сфере деятельности. Поведение административных верхушек фирм во время кризиса можно разделить на несколько типов: пассивное ожидание лучших времен; попытка выжить в новых условиях; пусть медленное, но верное увеличение оборотов; агрессивное подавление конкурентов и быстрый выход на новые позиции. Понятно, что первый и второй тип поведения в большинстве случаев привел к банкротству. Третий способ ведения бизнеса в нестабильные годы кризиса стал надежной стратегией многих компаний, которая все же имеет один существенный недостаток: быстро вырваться на новый уровень при таком поведении невозможно. Последний агрессивный способ ведения бизнеса позволил многим фирмам в считанные месяцы «смести с пути» многих неуверенных конкурентов воздвигнуть свой бизнес на качественно новый уровень.
Многие считают, что стратегия ведения бизнеса в тяжелые годы кризиса зависит в первую очередь от характера начальства. Вот, например, руководитель одной из известных инвестиционно-девелоперских компаний заявляет, что работа во время кризисных ситуаций для него гораздо интереснее, чем в более спокойные времена. Именно компании с таким руководством в самые тяжелые месяцы финансового кризиса смогли осуществить резкий подъем, когда конкуренты находились на грани выживания.
Комментирует Андрей Рябинский, Председатель Совета директоров ГК МИЦ: «Посмотрим на ситуацию с другой, экономической стороны. Стандартная стратегия поведения во время кризиса большинства предприятий заключается в максимальном снижении расходов: минимизации накладных, уменьшении заработной платы, сокращении штата сотрудников и т.д. Однако это не единственная и, в большинстве случаев, даже не лучшая стратегия ведения бизнеса. Если присмотреться к рынку внимательней, то во время кризиса возможностей для резкого подъема компании намного больше, нежели в спокойные времена: новые проекты брать гораздо проще, так как конкуренты в это время заняты сокращением своей деятельности».
Однако одной проблемы любого экономического застоя – дефицита свободных денежных средств, все-таки избежать не удастся. Многие девелоперские фирмы в такой ситуации продавали недвижимость по цене ниже себестоимости жилья. Несмотря на то, что они понесли немалые убытки, их позиции оказались более выгодными, чем у конкурентов, заморозивших свою деятельность.
Вырученные от таких «убыточных» продаж деньги пошли на завоевание новых рубежей, освоение новых проектов. Это позволило обеспечить стабильную работу на последующие несколько лет. После того как экономика начала стабилизироваться эти компании занялись освоением приобретенных объектов и уже сегодня занимают лидирующие позиции.