Алексей Кудрин, министр финансов и вице-премьер правительства РФ, возглавил рейтинг упоминаемости федеральных министров в СМИ в контексте коррупции. Он существенно опередил остальных министров как по общей частоте упоминаний в контексте коррупционной проблематики, так и по частоте упоминаний в контексте борьбы с коррупцией.
Следом за ним в рейтинге идут министр транспорта Игорь Левитин, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Минспорттуризма Виктор Мутко, и министр образования Андрей Фурсенко.
Рейтинг составлен специалистами аналитической компании «Группа 808» по итогам анализа материалов общественно-политических печатных СМИ (газеты, журналы), выходящих в Москве за период с июня 2010 г. по май 2011 г., доступных для поиска в фондах электронной библиотеки «Паблик.Ru».
Как показал анализ публикаций, значительная часть упоминаний министра финансов Алексея Кудрина в контексте коррупции в рассматриваемый период носила косвенный характер и не содержала негатива непосредственно в отношении министра.
«Анализ публичной активности Кудрина позволяет сделать вывод о том, что он - единственный из министров-участников настоящего рейтинга, кто предпринимает попытки сделать тему борьбы с коррупцией элементом своего позиционирования в медиапространстве», -- поясняет Сергей Никулин, генеральный директор «Группы 808». По его словам, доля публикаций, содержащих прямые или косвенные указания на личный коррупционный интерес министра была крайне незначительной.
Исключением стали публикация журнала «Русский Newsweek» (26.07.2010). о внесении табачной компанией Philip Morris около $50 000 в благотворительный фонд «Северная корона», которым руководит супруга министра финансов Ирина и болезненная реакция Минфина на обнародование деклараций чиновников и их родственников.
Второе место в рейтинге занял глава Минтранса Игорь Левитин. В ряде материалов СМИ министерство транспорта характеризуется как «самое коррумпированное ведомство в стране». К примеру, с личной заинтересованностью министра связывался резонансный «коллапс на Ленинградке» в июне 2010 года. В ряде СМИ выдвигалась версия о том, что ремонт Октябрьского путепровода, спровоцировавший гигантские пробки, был специально «организован» к приезду делегации ЕБРР, от решения которой зависело финансирование новой трассы через Химкинский лес.
Наряду с Минтрансом, в число ведомств, четко ассоциируемых с проблемой коррупции, входит Минздравсоцразвития. В числе обвинений в адрес министра Татьяны Голиковой - лоббирование интересов компании «Фармстандарт», злоупотребления при закупках томографов, дом в элитном поселке «Остров фантазий» за $2,5 млн, регулярное посещение казино отеля «Фермонт» в Монте-Карло, увод из бюджета многомиллиардных сумм через созданную в составе Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Службу крови во главе с Ольгой Гришиной, двоюродной сестрой Голиковой. По итогам апреля 2011 года «Независимой газетой» было отмечено выбывание главы Минздрава из ежемесячного рейтинга влияния российских политиков.
Четвертое место в «коррупционном» рейтинге министров, составленном по материалам СМИ, занял глава Министерства спорта и туризма Виктор Мутко. Большая часть его упоминаний в прессе была связана с громким скандалом вокруг расходования средств, выделенных на подготовку и участие сборной России в Олимпиаде в Ванкувере. Широко тиражировались выводы Счетной палаты о наличии коррупционных составляющих в схемах финансирования сборной.
Пятое место в рейтинге занял министр образования Андрей Фурсенко. Почти половина его упоминаний в контексте коррупции было связано с повсеместным внедрением ЕГЭ в российских школах. Также имя Фурсенко неоднократно упоминалось в контексте проблемы коррупции в системе высшего образования.
Полный текст исследования читайте на сайте www.g808.ru